Госстандарт разработает стратегию развития до 2030 года
Такое решение озвучила председатель Госстандарта Елена Моргунова по итогам заседания коллегии комитета. Мероприятие состоялось на площадке Гомельского центра стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) 28 ноября и было посвящено рассмотрению результатов работы Госстандарта за 9 месяцев 2024 г.
В работе коллегии также приняли участие заместитель министра энергетики Республики Беларусь Ольга Прудникова, заместитель председателя Гомельского облисполкома Андрей Конюшко, руководители департаментов, институтов, ЦСМС и областных инспекций комитета.
Повестка включала рассмотрение результатов развития и задач в таких ключевых направлениях, как энергосбережение и энергоэффективность, метрология и стандартизация.
Энергосбережение и энергоэффективность – на контроле
Госстандарт в лице Департамента по энергоэффективности отвечает за выполнение государственной программы «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы. Акценты этой работы в общереспубликанском, региональном и отраслевом разрезах озвучил заместитель директора департамента Леонид Полещук.
В целом, по его словам, предварительные итоги позволяют прогнозировать выполнение основного сводного показателя – снижение энергоемкости ВВП. Например, Витебский и Гомельский облисполкомы по итогам 9 месяцев уже выполнили годовые задания по экономии топливно-энергетических ресурсов. Леонид Полещук также привел примеры реализации энергоэффективных мероприятий на отдельных предприятиях страны, что позволит им снизить удельный расход топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и обеспечить экономию энергоресурсов от 600 до 1 400 т у.т.
Вместе с тем отдельные проблемные моменты существуют. «В данных случаях важно четко отслеживать риски и вовремя предпринимать корректирующие действия. Задача – обеспечить выполнение всех включенных в программу показателей либо предложения по актуализации заданий при наличии весомых обоснований», – нацелила коллектив департамента председатель Госстандарта Елена Моргунова.
Одновременно следует принять все необходимые меры по выполнению мероприятий, запланированных в рамках программы на 2025 г., обеспечив снижение энергоемкости ВВП на 2,9% к уровню 2024 г. при темпах роста ВВП 104,1%; объем экономии ТЭР не менее 433 тыс. т у.т.; долю местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР (без учета атомной энергии) не менее 16,1 % и доли ВИЭ в диапазоне 7 – 8%.
В рамках рассмотрения данного вопроса были затронуты подходы государственной политики в сфере энергосбережения на следующий временной период: 2026 – 2030 годы. В этой связи заместитель министра энергетики Ольга Прудникова предложила рассмотреть изменение подходов к формированию показателей и мероприятий программы. Существенные изменения претерпел рынок ресурсов, новые технологии применяются в их учете. Характер энергоэффективных мероприятий все более носит долговременный характер в части получения экономичного эффекта. В большей корреляции нуждается процесс установления заданий для органов госуправления и регионов.
Сейчас совместно с заинтересованными формируются концептуальные подходы в программу, в рамках которых эти и другие аспекты будут учтены, пояснил Леонид Полещук.
Точность измерений
Еще одной государственной программой, ответственным исполнителем которой выступает Госстандарт, является «Национальные эталоны и высокотехнологичное исследовательское оборудование» подпрограмма «Эталоны Беларуси».
Национальные эталоны предназначены для воспроизведения, хранения и передачи единиц величин средствам измерений, которые непосредственно применяются организациями промышленности для определения свойств, характеристик объектов, материалов и процессов.
По словам директора БелГИМ Александра Казачка, в 2024 г. в рамках ее реализации утверждены три новых национальных эталона и завершены работы по модернизации одного эталона. Сферы их применения различны.
На повестке дня – особая важность модернизации национального эталона единицы кермы в воздухе и мощности кермы в воздухе и созданию национального эталона единиц плотности потока нейтронов, мощности поглощенной и эквивалентной доз нейтронного излучения.
«БелГИМ реализует проект по реконструкции здания по ул. Карвата в г. Минске с целью размещения там пяти национальных эталонов в области радиационной безопасности. Завершить его планируется в конце 2025 г. Мощный и серьезный проект, который необходим для обеспечения радиационной безопасности, связанной с эксплуатацией средств измерений БелАЭС, средствами измерений, эксплуатируемыми организациями здравоохранения, энергетики и других. Выполнение данного проекта позволит БелГИМ проводить поверку 20 000 (сейчас – 12 000) средств измерений непосредственно в стране. Это обеспечит национальную безопасность, в том числе при эксплуатации БелАЭС, сэкономит средства организаций на проведение метрологической оценки приборов», – проинформировал директор БелГИМ Александр Казачок.
В настоящее время разработан проект концепции развития национальной эталонной базы до 2030 г. При его формировании было проведено анкетирование предприятий и организаций страны, в котором приняли участие 778 респондентов. Проект предусматривает создание трех национальных эталонов и модернизацию восьми. К 2030 г. количество единиц эталонов планируется увеличить до 73 (сейчас функционирует 67). Основной вектор работ – не разработка новых, а модернизация того парка, который уже есть, для повышения их точностных характеристик в соответствии с современными запросами. Ведь точность измерений напрямую влияет на безопасность и качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Приоритеты стандартизации
Видение развития этого ключевого направления деятельности Госстандарта и БелГИСС как национального института по стандартизации представил директор института Александр Скуратов.
В 2022 г. были утверждены дополнения в Стратегию развития стандартизации Республики Беларусь на период до 2030 г. В рамках их реализации директор института отметил заметные достижения в снижении показателя среднего возраста стандартов как одного из ключевых показателей. Даже на уровне межгосударственных стандартов он за последнее время, например, снизился на три года. «При этом следует подчеркнуть важность оценки научно-технического уровня стандартов и поддержания применяемых промышленностью стандартов в актуальном состоянии. Госстандарт активно подошел к этому вопросу. Количество стандартов для проверки по сравнению с 2022 г. выросло в три раза. Это тоже способствовало снижению среднего возраста стандартов», – сказал Александр Скуратов.
По его словам, сейчас институт выполняет пилотный проект по оценке применяемости стандартов, используя ряд критериев и имеющихся в БелГИСС ресурсов. В течение нескольких лет также накапливалась информация о том, какие стандарты включены разработчиками в технические условия. «На основе этих данных планируем получить информацию о том, какие стандарты наиболее востребованы в реальном секторе экономике и, исходя из этого, направлять Госстандарту предложения по обновлению документов, которые используются в промышленности», – сказал Александр Скуратов.
Говоря о стандартизации на уровне Союзного государства Беларуси и России, спикер отметил успешную работу проекта по взаимному участию белорусских и российских специалистов в работе в национальных технических комитетов по стандартизации двух стран. По ключевым отраслям участие наблюдается достаточно активное, например, в области пищевой промышленности, машиностроения, сверхвысокочастотной электроники, искусственного интеллекта, цифровизации стандартов.
Заслуживает внимания и опыт коллег по разработке стандартов в области методологии бережливого производства: сейчас в Беларуси это очень обсуждаемая тема. В Российской Федерации в данном направлении действует 16 стандартов, которые могут быть взяты нами на вооружение.
Ведутся работы по формированию онлайн-обновляемого объединенного фонда стандартов двух стран, синхронизации работ по переводу стандартов в машиночитаемый формат.
В качестве актуального вопроса для выработки подходов председатель Госстандарта Елена Моргунова обозначила критерии отнесения продукции к товару Союзного государства, необходимости сопровождения союзных программ разработками в области стандартизации и метрологии.
В части содействия экспорту по дальней дуге практика показала, что наиболее востребованным является заключение соглашений с профильными организациями различных стран о распространении стандартов. Такие соглашения БелГИСС имеет с Вьетнамом, Китаем, прорабатывает с Ираном, Пакистаном. Это позволяет отечественным предприятиям быстрее находить документы, необходимые для выпуска продукции с целью поставки в эти страны.
Стратегия на будущее
Подводя итоги, председатель Госстандарта озвучила актуальность разработки стратегии деятельности Госстандарта на 2026 – 2030 годы. «В состав комитета входят разноплановые организации, каждая имеет свой бизнес-план развития. – обозначила Елена Моргунова. – Однако, считаю, необходим общий документ. Сегодня при обсуждении ряда ключевых направлений уже, можно сказать, были определены некоторые контуры будущего стратегического программного документа развития Госстандарта. Все вместе мы должны проявить очень серьезный и творческий подход, чтобы включить те глобальные направления, которые позволят обеспечить совершенствование организационной системы Госстандарта, развитие межотраслевого взаимодействия в вопросах защиты внутреннего рынка (в том числе белорусских брендов от фальсификаций), снятия технических барьеров при экспортных поставках отечественной продукции, а также дальнейшее развитие инфраструктуры качества».
Отдельное внимание на коллегии было уделено финансово-экономической деятельности организаций, их работе по укреплению общественной безопасности и дисциплины, дебюрократизации и повышению качества обеспечения жизнедеятельности населения, требованиям к руководящим кадрам и работникам организаций, исполнительской дисциплине. Обращено внимание на вопросы информационной безопасности. На особом контроле – работа с обращениями граждан и юридических лиц, оказание помощи в решении поднимаемых ими вопросов. Поставлены задачи по выполнению всех запланированных показателей и мероприятий по итогам года.
Источник: Госстандарт